Храм

Участок на ул. Юрковской, 3 располагалась непосредственно вблизи от дома Иорданского монастыря, с ее юго-восточной стороны. Выше, над Иорданским ручьем, у подножия Лысой горы. Жизнедеятельность на большей части этого района Подола прекращается в послемонгольское времена, а в XVII-XVIII вв. эта территория вновь заселяется и известна под названием Плоской слободы.


 

    В 1993 г. экспедицией НПК «Археолог» в непосредственной близости от площадки строительства и по той же адресу были проведены охранные археологические исследования, обнаружили в большом количестве древнерусский строительный материал: обломки плинфы, в том числе фрагменты, скрепленные между собой раствором, куски цем'янки, обломки глазурованных плиток для настилки полов, фрагменты грубо обколоть шиферных плит со следами пидтисування, а также многочисленные фрагменты известковой штукатурки с остатками фресковой росписи. Все это указывало на то, что поблизости должны были располагаться остатки древнерусского архитектурного сооружения, вероятнее всего, храма. Остатков конструкций стен в 1993 г. не было выявлено, однако можно было уже говорить, что сооружение расположено где-то рядом. В результате исследований особенностей топографии местности, в целом стало возможным охарактеризовать местоположение предположительно архитектурного сооружения: она была возведена на невысоком (1,5 - 2 м) холме, расположенном в месте выхода Юрковицького ручья на подольскую террасу, который был обнаружен в результате указанных исследований . Этот ручей или небольшая речка брала свое начало из источника под Юрковицькою горой и дальше протекала по территории Подола в сторону Днепра. Она служила северо-западной границей киевских земель и неоднократно упоминалась в документах ХУП-ХУПИ ст. Исходя из информации, полученной в ходе исследований 1993г., В июле-ноябре 2003г. отрядом Подольской постоянно действующей археологической экспедиции проводились исследования по адресу ул. Юрковская, 3. Основной целью исследований 2003 г. были поиски указанной древнерусской постройки. Исходя из этого и было выбрано место разбивки раскопа - не непосредственно на площадке, где планировался котлован будущего дома, а на восток от него, во внутреннем дворе домов № 3 и 5 по ул. Юрковской и № 34-38 по ул. Фрунзе, в непосредственной близости от места археологических наблюдений 1993


 

   Методика исследования на участке соответствовала обычной, принятой в подольской археологии. Верхние слои, которые содержали строительные остатки XIX - XX вв. снимались землеройной техникой, далее, начиная с глубины около 1 м от современной дневной поверхности, культурный слой выбирался только вручную. Таким способом исследовалось не только непосредственно древнерусская церковь, но и наслоения над ней. На этом уровне обнаружены позднесредневековых кладбище.


 

   Всего раскрыто 118 позднесредневековых захоронений без учета переотложения костей. Большинство захоронений без инвентарные, вытянутые на спине, руки скрещены на груди или на поясе. Ориентация западная, юго-западная или юго-юго-западная. Иными словами, захоронения выполнены по обычному обряду, характерному для позднесредневековых киевских захоронений. Три из исследованных погребений были в склепах. В некоторых случаях фиксировался тлен от досок гроба, а также встречались железные гвозди от конструкции гробов.


 

   Отдельные захоронения содержали немногочисленный инвентарь, представленный солида XVII в., Медными монетами Российской империи XVIII в., Пряжками, пуговицами, остатками украшений головного убора, а также нательные крестики из цветного металла и др...


 

   Таким образом, судя по вещественного материала, кладбище существовал довольно долгое время (XVI - XVIII вв.).


 

   Сооружение представляло собой трехнефной четырехстолпный храм длиной 19,53 м шириной 13,6 - 14,77 м., которой змурований в технике послойной кладки из плинфы на известково-цеьянковому растворе. Фундаменты здания сложены из битого плинфы практически досуха. Во внутреннем объеме храма сохранились остатки четырех под купольных столбов, крещатых по форме, которые размещались по линии пересечения осей боковых пилястр и апсид.


 

   Пол был выложен глазурованными плитками зеленого, желтого, коричневого, темно-красного цветов и их оттенков.


 

   На характер оформления интерьера храма указывают многочисленные фрагменты штукатурного раствора с остатками фресок разнообразной цветовой гаммы: желтые, зеленые, красные, коричневые, голубые, золотистые и смешанные. Наибольшее количество фрагментов фресок найдено вдоль северо-западной стены, а также в районе апсид.


 

   Вещественных материалов, которые могли иметь отношение к функционированию церкви, найдено немного. Среди них прежде всего следует определить обломки большого медного колокола, которой были найдены в районе южной апсиды. Вин датируется временем XIII - XIV вв. Кроме того, найден фрагмент чашечки лампадофору и деталь Хорос - оба из цветного металла. К артефактов, имеющих непосредственное отношение к древнерусского храма, можно отнести также фрагмент Хорос.


 

   Атрибуция храма остается проблематичной. Обнаружен храм, по одной из версий, мог представлять собой легендарную церковь Святого Николая, которую упомянуто в древнерусской "Легенде об исцелении половчанина. Примечательной особенностью здания, которая позволяет идентифицировать ее, есть упоминание о том, что церковь Святого Николая находилась вблизи ручья. Как уже упоминалось, остатки ручья или небольшой речки неоднократно фиксировались во время предварительных археологических исследований этого района Подола. Однако указанное предположение пока не имеет документального подтверждения и поэтому остается вполне гипотетическим. Важно отметить, что храм стоял на важном участке пересечения дорог, ведущих в Вышгородском и Белгородском направлениях, поэтому в любых случаях он мог играть важную роль в социальной жизни этой части Подола в древнекиевской времена. Дальнейшие археологические исследования церкви должны решить много вопросов относительно ее конструктивных особенностей, периода сооружения и времени существования, конкретной атрибуции.


 

   В настоящее время, остатки фундаментов храма законсервированы, а территория ограждена забором.